Торжество человечности. Человек на войне

Tweet

Недавно мы отметили 30-летие Ве­ликой Победы над фашизмом. О фильмах воинского подвига и пойдет речь в следующей главе.

Еще в годы войны вышел фильм Марка Донского «Радуга», поставлен­ный по повести писательницы Ванды Василевской. Он с успехом прошел по тысячам экранов всего мира. У зрите­ля замирало сердце, когда он видел во всей силе реалистического искус­ства зверский облик фашизма, его садистское глумление над человеком. Но несмотря на трагичность всей

картины, на мрачность отдельных кадров, через весь фильм шла мысль: человеческое устояло, устояло в бит­ве со зверством фашизма.

Торжество человечности — это лейтмотив советских картин, родив­шихся как непосредственно в годы военных испытаний, так и в послевоен­ное время. Читать далее

Богатство

Tweet

Народ талантлив — страстно утвер­ждает современный советский кинематограф и раскрывает эту мысль в движении ряда полнокровных, само­бытных и жизненных характеров.

О чем, к примеру, великолепные фильмы Г. Панфилова — «В огне бро­да нет» и «Начало»? О том, как в юной душе, в девушке нарочито простоватой по внешности, пробуж­дается, растет и, наконец, раскры­вается во цветении радостный талант художника. Это — чудо. И притом — гуманное, самое человечное, воз­вышающее душу чудо, когда в обык­новенном человеке пробуждается гениальность, просыпается дар удив­лять людей правдой искусства.

Богатство. Богатство духа, искусст­ва, исканий — вот черта времени, эс­тетическое кредо периода зрелого социализма. Читать далее

«Жил певчий дрозд»

Tweet

Добрый, отзывчивый, скромный, застенчивый (вспомните, как Д. Банионис представлял себе со­временного героя — застенчивым и обязательно добрым) — и вдруг вне­запный немногословный рассказ о се­бе: оказывается, сколько драм им пе­режито! Я затрудняюсь назвать более человечный, обаятельный, социально- наполненный образ современного на­шего рабочего, нежели сыгранный Е. Леоновым вот этот характер Вани Приходько. И только в фильме «Пре­мия», где бригадира Потапова также играет Евгений Леонов, он будет пре­взойден.

Когда ты уже познакомился с этой пятеркой немолодых, немного уста­лых, но каких-то очень «прочных», на­дежных, выхваченных из самой жизни людей, тебя вдруг пронизывает нео­жиданная мысль — а ведь за этим скромным столом сидят не просто пятеро друзей, нет, это как бы соци­альный разрез нашего общества, ка- кой-то очень существенной части его, трудовой, мужественной, доброй, на­стоящей, и как верно, что неким нрав­ственным камертоном здесь — обая­тельный слесарь Иван Приходько! Читать далее

Живая, действенная, творческая связь

Tweet

Живая, действенная, творческая связь, условно говоря, «обществом будущего» и нашим об­ществом «настоящего» идет через учителя истории (тут не грех было бы написать и с большой буквы — Исто­рии!) Мельникова, точно сыгранного

В.   Тихоновым, умеющего высечь из этих ребят искру творчества, огонь гражданственности. Эти «представи­тели грядущего» — не взялись неиз­вестно откуда — у них реальные кор­ни в нашей жизни, в них нет экстре­мистского нигилизма, хотя и они — что естественно! — одержимы жела­нием сказать в жизни своё слово. По­чему они так завораживающе пре­красны? Только ли молодостью? Нет, конечно! Еще и благородством, «дум высоким стремлением», а главное — талантливостью. И не одаренностью вундеркиндов, а талантом жизнелю­бия и устремленности вперед. Талант­ливая модель талантливого общест­ва… Читать далее

«Белая птица с черной отметиной»

Tweet

Смешно… Но в то же время и серь­езно, и глубоко «подумано о жизни». …Живой, очень правдивый, вызываю­щий на раздумье портрет народа. И как поразительна эта тяга самых разных художников кино и литерату­ры к исследованию народного харак­тера, к поискам в нем наиболее устой­чивого, прочного, надежного в быст­ротекущем сегодняшнем бытии. При­страстие их к задачам сложнейшим: созданию картин, где сюжетом была бы судьба народная…

В. Желакявичус создал трагический эпос «Никто не хотел умирать» — са­гу о послевоенной драме литовского народа. Несколькими годами позднее на Украине рождается эпопея-поэма «Белая птица с черной отметиной» (реж. Ю. Ильенко) трагическая и ге­роическая история семьи тде-то на Гуцульщине, в предвоенные и воен­ные годы, представшая во всем ре­альном драматизме и сложности… Читать далее

Кульминация фильма

Tweet

Всю ткань фильма пронизывают лу­чи лукавого юмора, и он — тоже всенепременная часть того, что можно назвать народным мироощущением. Экран погружает нас в народную жизнь, такую, казалось бы, обычную и в то же время полную истинной поэзии и драматизма. А случилось в этой киноистории вот что: пропали

два барана. Собственно, не пропа­ли — они приблудились к стаду, и вечером, обнаружив эту находку, пас­тухи их зарезали и приготовили рос­кошный шашлык. А на огонек пришел Реваз, присел к костру, взял шампур с мясом, стал есть и рассказал, что… пропали у него два барана. Ему дали доесть, а потом рассказали, в чем де­ло. Была и обида, но был и дружный смех, к которому присоединился, на­конец, и Реваз… А затем пастухи сложились и заплатили хозяину стои­мость баранов. Читать далее

Картина Генриха Маляна «Мы и наши горы»

Tweet

Интересны в этом плане и фильмы «Мы и наши горы» и «Треугольник» Г. Маляна.

Ныне наблюдается период самого интенсивного за все годы существо­вания советского общества роста на­циональных литератур. Почти одно­временно появился в них ряд моло­дых писателей, завоевавших и всесо­юзное признание, и широкую извест­ность за рубежом. В братских лите­ратурах произошел резкий качествен­ный скачок, и это самым непосредст­венным образом сказалось на разви­тии национальных кинематографий. Читать далее