Сатирический смысл повести

Tweet

Сатирический смысл повести в том и состоит, чтобы показать, как нуль, ничто, пустой звук может занять в бюрократической, бездушной, антигуманистической системе важное место и даже командовать полком. А рядом — для контраста — Тынянов ведет душераздирающую историю поручика Синюхаева, при жизни сочтенного умершим и поэтому выгнанного из полка, из госпиталя, из человеческого общества, бесцельно кружащего вокруг Петербурга и даже по улицам столицы, словно призрак. Другое доказательство бесчеловечия, антигуманизма монархической России. Читать далее

Оригинальность сюжета повести

Tweet

Интересно что она, так же как и повесть, пережила фильм: английский режиссер Р. Ним использовал эту музыку для оформления своей комедии «Устами художника» (1958).
Острой, изобретательной была и работа оператора А. Кальцатого, нашедшего и эффекты причудливого освещения, и иронические ракурсы. Удачно оператор применил множащую лупу для цоказа удивительного единообразия манипуляций вымуштрованных солдат.
И все же, несмотря на безусловный успех музыкального и художественного оформления фильма, он оставлял чувство разочарования. Отчасти в этом были повинны актеры. Режиссеру не удалось создать единого ансамбля из представителей различных направлений в актерском искусстве. Читать далее

Другие действующие лица

Tweet

Другие действующие лица — миллионер (П. Галаджев), его красавица дочка (Галина Кравченко) — тоже великолепно пародируют трафаретных американских героев. Миллионер благостен и фамильярен, он «народен» в истинно американском, амикошонском духе. Красавица несет свой бюст и кринолин, как величайшие драгоценности, таращит красивые глазки, складывает губки сердечком и страстно вздыхает. Темп пародийных эпизодов очень быстрый, все время повторяются бесконечные проходы персонажей вдоль откровенной декорации, пародирующей стандартный голливудский павильон для «вестернов». Слащавый «хэппи-энд» пародии со спасенными детьми, борьбой благородств, распределением наследства и вручением руки и сердца красавицы роскошному Дншмму Валентайну резко переходит в другой, подлинный финал — смерть Валентайна, тюремный бунт, позор и отчаяние писателя.
К комедиям на зарубежном материале, высмеивающим уходящий в прошлое мир, можно присоединить комедию о прошлом, построенную на историческом материале,- «Поручик Киже» (1934).
Комедия, как правило, современна. Героические страницы прошлого, образы знаменитых людей, великих событий остаются в памяти поколений, служат десятки и сотни лет поучительными, назидательными образцами. «Нестрашные недостатки», «уродства без выражения страдания», служащие материалом для комедии, обычно умирают вместе с эпохой, их породившей. Потомство редко испытывает нужду в их возрождении. Читать далее

Прекрасный актер И. Новосельцев

Tweet

Мир, находящийся за стенами тюрьмы и доступный наблюдениям Портера, изображен в фильме резкими сатирическими штрихами. Александра Хохлова и А. Файт блестяще играют любовников, ненавидящих друг друга. Он — пошлый хам, насильник, работает сыщиком. У него сиплый голос, ухватки героя ковбойских фильмов. Она — глупенькая дурнушка Дульси, продавщица галантерейной лавочки. Это она ночи напролет читает рассказы Портера, она называет его «великим утешителем». Это — сатирический ключ вещи. Как близко могут соприкасаться трагедия и сатира!
И, наконец, третий ключ — пародийный. На экране оживают рассказы Портера. Режиссер заботливо создает для них резкие контрасты: к читающей эти рассказы Дульси грубо пристает сыщик, потом их читают в тюремной камере изможденные, озлобленные, встревоженные арестанты. Если «реальная» часть фильма — звуковая (причем и речевая, и музыкальная, и шумовая партитуры оформлены с редкостной для того времени зрелостью и необычайной для сегодняшнего дня изобретательностью), то пародийная часть — оживающие рассказы — сделана в стилистике немого кино, сопровождается звуками фортепьяно, пародирующего избитые эффекты таперов, а также титрами, украшенными шутливыми рисунками: целующимися голубками, пронзенными сердцами, стреляющими пистолетами и идущими часами. Читать далее

Трагический ключ фильма

Tweet

Но в нашем кино пародия, по необъяснимым причинам, не находит места. Только в самое последнее время пародийные приемы украсили оригинальный фильм М. Швейцера «Мичман Панин», да несколько мультипликационных короткометражек.
А в период «бури и натиска» советской комедии, среди поисков в различных жанрах, появилась и прелестная — горькая и смешная — пародия на «нежный реализм», говоря по-современному, на «лакировочные» традиции американского кино, созданная Львом Кулешовым в фильме «Великий утешитель» (1933).
Эта несправедливо забытая и недооцененная картина не только является лучшей работой неутомимого новатора, изобретателя, учителя советских кинематографистов Л. Кулешова, но принадлежит к наиболее выдающимся произведениям советского кино 30-х годов. Вероятно, именно из-за его жанровой уникальности критика сначала встретила фильм холодно, затем оскорбила подозрениями в формализме и в конце концов предала забвению. Читать далее

Кинопародия успешно развивается

Tweet

Много хорошего можно написать про изобретательность композитора Льва Шварца и поэта С. Болотина, создавших изящную музыку и несколько песен как юмористических, так и радостных, светлых.
«Новый Гулливер» решил задачу создания политического кинопамфлета необычными художественными средствами. К сожалению, этот фильм так и остался уникальным. Последующие работы А. Птушко в области волшебной сказки, оперы, былины, несмотря на всю их техническую изобретательность и красочную занимательность, не достигли такой высокой художественности, такой политической остроты. Читать далее

Эпизод с пиратами на корабле

Tweet

Конечно, не все части разнообразного, полного неожиданностей фильма получились одинаково хорошо. Эпизод с пиратами на корабле, терпящем бедствие, грешил и опереточностью и сентиментальностью. Эпизод революции в Лилипутии и положительные образы лилипутов-рабочих были, по моему мнению, выполнены гораздо слабее сатирических масок короля, министров, фашистов, солдат.
Создать «положительную» романтическую, героическую куклу гораздо труднее, чем куклу гротескную, пародийную. Несхожесть с реальными чертами и повадками человека придает комической кукле непреднамеренный комизм. Читать далее