На крупных планах в киноиндустрии

Tweet

На крупных планах он стаскивает парик и извлекает изо рта вставные челюсти. Ему льют на пузо воду, его трут, похлопывают — и все это долго, обстоятельно, мерзко. Рядом, на фоне жалких картонных декораций «шикарного» ресторана, развлекаются другие «буржуи» в плохо подогнанных смокингах и какие-то нэпманские дамочки, изо всех сил изображающие американских «вамп».

Действие снято длиннейшими кусками (это в двадцать седьмом году, когда Эйзенштейн снимал свой «Октябрь»!), ракурсы самые банальные. Актеры играют удручающе, кривляются и «жмут» как в дореволюционном фарсе. И если режиссер иногда отваживается на такие новшества, как крупный план, то только для того, чтобы показать вставную челюсть или протез ноги, в котором прячут краденое ожерелье (!). Уж лучше бы совсем без крупных планов…

Печатью пошлости отмечена и комедия «В когтях советской власти» («Приключения фабриканта»), поставленная немолодым кинорежиссером П. Сазоновым. Ее задачей было показать историческую обреченность русской буржуазии, и создатели комедии решили доказать эту истину обстоятельно, фундаментально. Читать далее

Неплохо задуманные сценаристом эпизоды

Tweet

Но эти неплохо задуманные сценаристом эпизоды выполнены режиссером суетливо, невыразительно. Зато фарсовые сцены разрабатываются подробно, смачно. Самосадкин моется в ванной какой-то графини и, когда врывается ревнивый муж… непринужденно надевает цилиндр. Подобных сцен много. Они совершенно запутывают сюжет, смазывают пародийные и памфлетные попытки, сводят на нет немудреную идею картины. А когда в конце фильма авторы показывают «революцию» против Самосадкина, смотреть становится просто нестерпимо — так политически бестактно и художественно беспомощно это сделано.

Наконец, Самосадкин просыпается… Он сидит в кинотеатре рядом со своей супругой. И вместо того, чтобы посмеяться над честолюбивыми грезами нэпмана, зритель соглашается, что не зря ходил Самосадкин в кино утешаться: чем-чем, а сценами разложения буржуазии там его попотчевали. Читать далее

В поход на Советский Союз

Tweet

Частник Самосадкин, желая проникнуть в жил кооператив, предъявляет справку, что он является слушателем Студии Мимо-Био-Мело-Пластики, но бдительные трудящиеся его с позором выпроваживают. Чтобы утешиться и развлечься, Самосадкин отправляется с женой в кино смотреть фильм о «разложении капитализма». Сладко задремав, он входит в экран и становится участником невероятных приключений.

Какие-то люди в масках и цилиндрах похищают Самосадкина и… избирают его президентом «Полдневно-панской республики». Ему представляют генерала Дрангеля — в мундире и с огромными усами, министра финансов барона Рвач, министра искусств мадемуазель Воблу Хрящ, посла — маркиза Салат-Оливье, графа Ростбиф и других деятелей. Потом назначают главнокомандующим, устраивают парад, на котором пьяные солдаты держат винтовки штыками вниз, а женский лейб-гвардии батальон дефилирует в фильдеперсовых чулках и лаковых туфельках. Самосадкина учат ездить верхом, и он ездит задом наперед. Читать далее

Блестящие эпизоды в развитии кинокомедии

Tweet

Блестящие эпизоды в развитии кинокомедии создали молодые левые театральные режиссеры — тонкий, наблюдательный Алексей Попов, эксцентричный, бесконечно изобретательный Николай Охлопков, ироничный и немного грустный Александр Грановский.

Национальное своеобразие, неповторимый народный юмор отличали лучшие комедии республиканских студий, особенно грузинские и армянские, созданные Михаилом Чиаурели, Амо Бек-Назаровым, Г. Макаровым, С. Палавандашвили, А. Мартиросяном, Л. Калантаром и др.

Работали в области кинокомедии и другие люди. Подчас они приносили в нее эстрадную развязность, опереточные штампы, фарсовую безвкусицу. Приходилось советской кинокомедии преодолевать и формалистические выкрутасы, и обывательское зубоскальство, и иные не менее тяжкие грехи. Но в основном она была здоровой, нужной народу, подлинно художественной. Идейность всегда была ее главным, определяющим качеством, и на путях идейности и жизненной правды она одержала значительные победы.

Читать далее

Вскоре появились мастера кинематографа

Tweet

Но не сразу эти силы и возможности раскрылись, не сразу встала советская комедия на верный путь. Картина ее развития с 1923-24 до 1933-34 гг. очень пестра, сложна, противоречива. Вначале подавляющее большинство комедий ставят старые режиссеры, с дореволюционным стажем. Лишь один из них — Протазанов — находит свой, яркий, понятный, выразительный язык и верное решение актуальных вопросов действительности. Большинство же «стариков» бесплодно пытаются приспосабливать приемы фарсов и комических к современному материалу, извращая жизнь, насаждая пошлость, безвкусицу. Но бурный приток в кинематограф свежих сил отодвинул старых мастеров и их подражателей в сторону. Читать далее

В романе А. Н. Толстого

Tweet

Артист П. Поль нащупал верные приемы для сатирического изображения одного из главных объектов осмеяния комедий восстановительного периода — нэпмана. И, наконец, в «Аэлите» дебютировал артист, которому суждено было стать любимым героем советской комедии, создателем целой галереи сатирических и юмористических образов на протяжении почти сорока лет,- Игорь Ильинский.
В романе А. Н. Толстого сыщику Кравцову отведено 2-3 строки. Молодой артист Театра Мейерхольда, приглашенный на эпизодическую роль, сразу приглянулся опытному, знающему толк в актерах Я. А. Протазанову. Роль сыщика разрасталась. Ильинский был столь органически комедиен, столь естествен и необычен, столь серьезен в своих эксцентрических поступках и, главное, столь своеобразен и непохож на всех кинокомиков, что режиссер не мог с ним расстаться. Вопреки роману, да и сюжетной логике, сыщик Кравцов отправлялся с Лосем и Гусевым на Марс, вмешивался в действие, перебирал своими толстыми ножками, глядел с экрана наивными, удивленными глазами. И, несмотря на всю свою нелепость, а вернее, благодаря ей,- запомнился больше всех других персонажей картины Протазанова. Читать далее

Красные дьяволята

Tweet

Дружным хохотом встречали зрители многих поколений финальные эпизоды «Красных дьяволят». На деревянную трибуну, с которой легендарный командарм Буденный произносит пламенную речь, юные разведчики приволакивают огромный мешок, из которого вытряхивают… «батьку» Махно, связанного, помятого, пыльного, жалкого. Зритель знал — на самом деле ничего подобного не было. Но этот комедийный эпизод, осмеивавший исторически обреченного вожака бандитов-анархистов, был художественно правдив, политически верен. И смех отнюдь не мешал героическим интонациям финала фильма, а великолепно оттенял их. Идейность, содержательность комедийных эпизодов «Красных дьяволят» была большим историческим достижением этого фильма. Читать далее