Новая экономическая политика

Tweet

В годы гражданской войны агиткомедий было выпущено очень немного, но они все же были. Когда с наступлением восстановительного периода кинопроизводство оживилось,- тенденция агитационной комедии продолжала жить, она боролась с возродившимися «традициями» пустой, бессодержательной комедии и победила их.
Новая экономическая политика вновь привлекла к кино внимание предприимчивых дельцов. Одни из них, вопреки декрету о национализации кинопроизводства, открывали частные «ателье», другие предлагали свои услуги различным государственным, общественным и кооперативным организациям и под их маркой начинали выпуск картин. Естественно, что именно в этих частных и получастных кинокомпаниях и оживали производственные навыки и репертуарные тенденции русского дореволюционного кино. Читать далее

Пьяный сон

Tweet

Пьяный сон переносит его в «проклятое прошлое». Он стоит на часах, но только в погонах, при полной выкладке. Является звероподобный унтер и бьет беднягу по зубам, потом на него навешивают мешки с песком и заставляют стоять с этой нагрузкой по стойке «смирно». Затем приходит генерал и тоже бьет по зубам и ругает Тараса.
Исчерпав таким образом тему ужасов царской армии, авторы фильма решают позабавить зрителя и ввергают своего Тараса в целую серию приключений, без особых перемен заимствованных из старых полуприличных фарсов. Тарас убегает из казармы, знакомится на Тверском бульваре с девицей легкого поведения и отправляется к ней. Не успевают они полюбезничать, как вваливается… генерал. Тарас прячется под кроватью. Читать далее

В поисках лаконичного

Tweet

Достоинством другого агитфильма — «Красной репки» — была его лаконичность, заимствованная, вероятно, из серийных карикатур («комиксов» того времени, имевших большое распространение в «Сатириконе» и других юмористических журналах). Успех обоих киноплакатов у рабочей и красноармейской аудитории был несомненен: они били в цель.
В поисках лаконичного, доходчивого языка авторы комедийных агитфильмов закономерно обратились к русской народной сказке, к юмористическому лубку. В поисках молодых артистических сил, которые согласились бы участвовать в съемках актуальных «политических» картин, начинающий режиссер и оператор Ю. Желябужский, по совету своей матери — знаменитой актрисы Художественного театра и общественной деятельницы М. Андреевой, обратился к коллективам студий МХАТ. Читать далее

Режиссер М. Вернер

Tweet

Среди, примерно, сотни агитфильмов, выпущенных за период с 1918 по 1921 г., были и более смелые, определенные поиски в области агитационной комедии. В «Красной репке» (1919, режиссер М. Бонч-Томашевский) сказочной репке была уподоблена Красная Армия. Белые генералы, имевшие явное сходство с цирковыми клоунами, один за другим и все вместе пытались вырвать «красную репку» и, не совладав с нею, падали в грязь. В «Запуганном буржуе» (1919, сценарий Я. Ядова и Л.Никулина, режиссер М. Вернер, оператор А. Станке) толстенного буржуя, страдающего одышкой и болезнью печени, Советская власть излечивала радикальным лекарством: его посылали на принудительные физические работы. Недаром фильм имел второе название — «Советское лекарство». Буржуй Недоплюев ахал, хватался за бока, таращил глаза, цилиндр и сюртук носил поверх халата, словом, актер использовал арсенал дореволюционного фарса и, надо отдать ему справедливость, был порою довольно смешон. Читать далее

Несмотря на провал «Сказки о попе Панкрате»

Tweet

А снимать надо было, во что бы то ни стало надо! Делу антирелигиозной пропаганды придавал большое значение В. И. Ленин. И председатель Московского кинокомитета, большевик Преображенский, человек немолодой и даже мрачноватый, решил играть попа Панкрата сам. Хорошо еще, что оператор А. Левицкий, стройный, подтянутый, молчаливый человек, известный как один из лучших специалистов своего дела, к началу съемок оказался на месте. Чтобы не строить дорогостоящих декораций, снимали на настоящем рынке в подмосковной деревне. И фильм в тысячу метров «скрутили» за несколько дней.
Нужно сказать прямо, что, судя по сохранившимся фрагментам, он был очень и очень плох. Снятый длинными кусками на общих планах, переполненный не знающими, как себя вести, статистами, лишенный остроумия, темпа, легкости, очень слабо разыгранный добровольцами, одетыми в черные рясы и долгогривые парики,- он представлял собою весьма примитивное зрелище. Читать далее

На фронт уходили агитационные поезда

Tweet

А какие бури восторга потрясали темные залы, когда на экране возникали кадры хроники, снятой на фронтах, или в красном Петрограде, или в пролетарской Москве! Нескольких фактов революционной действительности, нескольких лозунгов оказывалось достаточно, чтобы люди выходили счастливые, вдохновленные, «готовые и к смерти и к бессмертной славе».
На фронт уходили агитационные поезда. Там, в теплушках, украшенных плакатами, рядом с наборной кассой походной типографии, рядом с театральным реквизитом находились проекционные и съемочные аппараты. Несмотря на свою потрепанность, они работали. Кинематографисты снимали маленькие, коротенькие кинокартины, которые отвечали мыслям и чувствам людей, идущих завтра в бой.
Так родились первые произведения советского кино, именовавшиеся тогда непочтительно агитками, а ныне называемые более солидно — агитфильмы. Они были разного метража и разного качества, носили подчас просветительный, подчас разоблачительный характер, затрагивали всевозможные темы: от истории революционного движения всех народов и эпох до гигиены детей, от мер предосторожности против азиатской гостьи — холеры до гидравлического способа разработки торфа. Читать далее

В дни Октября

Tweet

В дни Октября пестрый балаган русской буржуазной комедии рухнул. Бессмысленные и грубые комедии были с экранов изгнаны. Растерявшимся кинопредпринимателям стало не до смеха. Специалистов в области сценария, режиссуры дореволюционная комедия не создала, ею занимались все, кому приказывали предприниматели. Фарсовые «героини» и серийные «герои» комических куда-то исчезли: одни удрали в эмиграцию, другие вернулись на эстраду, в цирк, в продолжавшие некоторое время подпольно существовать кабаре.
Советская кинокомедия родилась вне связей с дореволюционной. Ее породила сама жизнь, а также газетная карикатура, агитационный митинг, сатирический фельетон. В ней отразилась неистребимая жизнерадостность победившего народа, его презрение к прошлому, его веселая уверенность в будущем. Читать далее