О талантливости Мозжухина

Tweet

Интересно, что лучший актер русского дореволюционного кино, позднее сыгравший Германна в «Пиковой даме», Касацкого в «Отце Сергии» и неисчислимое количество томных и зловещих «сатанинских» героев, Мозжухин начал как актер комедийный. В «Домике в Коломне» он с веселым изяществом изображает сначала гуляку-офицерика, а затем, когда офицерик становится прислугой, смешно и не грубо использует контраст между женским платьем и мужской походкой, военной выправкой. Хозяйствуя, «Мавруша» бьет посуду, роняет мебель совершенно в стиле фарса, но когда «она» начинает подшивать подол госпоже чересчур длинной ниткой, вновь сказывается наблюдательность и юмор актера.
О талантливости Мозжухина можно судить и по «Дядюшкиной квартире», поставленной тем же П. Чардыниным в том же 1913 г. Пустячный сюжет — приключения шалопая, сдавшего жильцам квартиру своего богатого дядюшки, уехавшего на курорт,- не давал артисту и сотой доли тех возможностей, какие он имел в «Домике в Коломне». Но даже и в этой роли Мозжухин нашел несколько живых и естественных жестов, его большие, выразительные глаза порою светились неподдельным юмором.
Показательно, что, приобретя после первых своих комедийных ролей некоторую популярность и удостоившись ролей фрачных героев, Мозжухин больше не возвращался к комедии: эта область справедливо считалась низкопробной. Читать далее

Война отражается в кинофильмах

Tweet

Война отражается в кинофильмах 1915 -1916 гг. лишь очень отдаленно. В. Старевич ставит не лишенную остроумия комедию о том, как две гимназистки дразнят учительницу немецкого языка. Комизм достигался тем, что этот невинный сюжет комментировался с помощью военных терминов: «атака неприятельского редута», «разведка», «взятие бруствера», «артиллерийская подготовка» и т. д. П. Чардынин выпускает несколько бытовых комедий, высмеивающих увлечение всем немецким, от которого в дни войны обывателям было трудно отделаться («Тетушка огерманилась», «Немецкое засилье», «Теща в плену у немцев»). В этих картинках, несмотря на схожесть их с обычными фарсами, была некоторая наблюдательность и даже злость. Читать далее

Первый эпизод

Tweet

В Госфильмофонде сохранились фрагменты антинемецкого кинофельетона «Долой немецкое иго», авторы и исполнители которого остались неизвестными. Вероятно, он был поставлен в самом начале войны, осенью 1914 г., каким-либо начинающим режиссером или в какой-либо полукустарной киноорганизации. Его приемы наивны и «старомодны», но все же он не лишен интереса как робкая попытка создать агитационную комедию.

Первый эпизод изображает немецких генералов, скачущих на палках перед жидким строем солдат. Актер, играющий Вильгельма II, ожесточенно крутит огромные усы. Далее показаны те же генералы в штабе. На них надеты почему-то белые брюки и плохо пригнанные театральные парики. Из большой карты Европы они вырезают ножницами страны — Россию, Францию, Англию, а Вильгельм раздает эти вырезки своим приближенным. Последнему достается крошечный Люксембург, и он горюет, как клоун на арене. Затем показана лужа, а в ней рваная калоша. Это — немецкий флот. Кто-то пускает мыльные пузыри — это немецкие цеппелины. Потом англичанин и француз одним ударом опрокидывают длинные шеренги немецких солдат в касках, и те валятся в «кучу малу». Кончается все это крупным планом кукиша, вероятно, предназначенного Вильгельму. Читать далее