Прибыв на фронт

Tweet

Несколько эпизодов посвящено похождениям «душки-военного» у «знакомых дам», которых он приводит в восторг плясками под гармошку. Вносится и сентиментальный элемент: Вова находит «маленького нищего-попрошайку» и делает его «сыном полка». Несмотря на все эти прелести тыловой жизни, радость Вовы «при отправке на позиции», являет великолепный пример героизма.

Прибыв на фронт, Вова завладевает автомобилем, костюмом и документами американского военного корреспондента и проникает в немецкий тыл. Там он не столь воюет, сколь ест и пьет в роскошных ресторанах и крутит роман с очаровательной французской летчицей, «спасающейся с важными документами и планами действий неприятеля от преследования немецких сыщиков». Любовники «овладевают аэропланом» и улетают «домой в милую Россию». «Апофеоз картины — торжествующий Вова, козыряющий на правах георгиевского кавалера». Читать далее

Фильмы о Вове не сохранились

Tweet

Впрочем, попытка все же была сделана. В 1916 г. эстрадный артист, уже известный кинозрителям по ряду фарсов, А. Вернер (брат кинорежиссера М. Вернера, поставившего до революции много фарсов, а в советское время несколько весьма посредственных комедийных картин) снялся в осуществленной режиссером А. Уральским экранизации популярной сатирической пьесы Е. Мировича «Вова приспособился» о приключениях избалованного студента-белоподкладочника, попавшего на фронт рядовым. Комедия эта — весьма поверхностная, но ловко скроенная и не лишенная даже сатирических интонаций,- имела немалый успех и на сцене, и на экране. Красивый, развязный артист сразу же приобрел популярность, и «Вова» на какое-то время стало именем нарицательным, правда, скорее благодаря театру. Читать далее

Комические ленты с участием постоянных героев-масок

Tweet

Уход Фертнера предприимчивый Ханжонков тут же возместил другой комедийной «звездой». Был приглашен мюзик-холльный эксцентрик Аркадий Бойтлер, который под именем Аркаши вступил в конкуренцию с Антошей. Бойтлер пытался создать маску комедийного фата. Сохранившаяся комедия «Аркаша женится» донесла до нас всю беспомощность этого артиста а также его режиссера А. Уральского. Облаченный во фрак, Бойтлер, нудно кривляясь, изображает пьяного. Он засыпает за столом, за разговором с невестой, в парке на траве, на скамье и даже присев на тросточку. Глупое выражение лица в сочетании с франтовским фраком вначале еще смешит, но скоро надоедает. Ханжонков очень старался сделать из Бойтлера «звезду». Он рекламировал его, поручал снимать различным режиссерам, однако успех комедий Аркаши, даже в соединении с другой «звездой» — Цезарем Рино-Лупо, не превзошел успеха Фертнера. Читать далее

Вторая комедия «Антошу корсет погубил»

Tweet

Сюжет комедии разворачивается медленно вяло. Длиннейшие титры, включающие ненужные и скучные диалоги, примитивная мизансценировка, бедные декорации — все это делает комедию ординарнейшей коммерческой однодневкой. Но играет Фертнер мягко, легко, свободно. Он создает даже определенный характер — добродушного и легкомысленного человека, умеющего постоять за себя. Мила в комедии и будущая «звезда» оперетты, юная Татьяна Бах, кокетливо изображающая мальчика в короткой курточке и в обтягивающих бедра брючках.

Вторая комедия «Антошу корсет погубил» поставлена как и все комедии Фертнера Э. Пухальским. Фертнер играет светского кутилу и забулдыгу. Пользуясь отсутствием жены, он приводит к себе домой легкомысленную компанию и потом никак не может отделаться от корсета, оставленного одной из девиц. Читать далее

Среди русских комических персонажей

Tweet

Среди русских комических персонажей наибольший успех имели Антоша (А. Фертнер) и Аркаша (А. Бойтлер). Они хотя и не совершили качественного скачка в развитии комедии, но все же гораздо смелее использовали возможности кино, а первый проявил даже настоящее актерское мастерство и юмор вопреки глупым и пошловатым сюжетам.

Антон Фертнер — артист Варшавской оперетты — дебютировал в 1912 г. в польской комедии «Праздник цветка в Варшаве». Затем в 1915 г. выступил в одной из комедий Ханжонкова и, обретя успех, покинул Ханжонкова, вошел в компанию «Люцифер», в которой и выпустил более 20 короткометражек. Ему, а также его постоянному режиссеру Э. Пухальскому, нельзя отказать в ощущении смешного и даже в изобретательности. Фертнер не отказывался ни от каких «достижений» своих коллег: лысел, терял штаны, падал, давился, корчил рожи, демонстрировал свою толщину, но вместе с тем он пытался разнообразить материал своих фильмов («Антоша — вор», «Антоша — пожарный», «Антоша — богатый наследник», «Антоша — художник-декадент», «Антоша — спекулянт», «Антоша — Шерлок Холмс» и многие другие), а также пытался пародировать салонные, детективные и псевдонародные драмы. Читать далее

Жизненность нашего кинематографа

Tweet

Но кинематограф Креймера, как уже, впрочем, говорилось,- это не только фильмы, снятые им самим. И тем более не только фильмы «в манере Креймера», как их теперь принято называть. Циннеман, Марк Робсон, Дмитрьж, Гордон… Какое великолепное созвездие мастеров, так великолепно непохожих друг на друга! Вот что утрачено кинематографом Креймера за последние 10-12 лет — многообразие, резкая несхожесть манер работающих в нем художников, сообщавших ему вначале (1948-1955) такую мощную полифоничность. И то, что этот кинематограф Креймера в конце концов свелся лишь к фильмам, поставленным Креймером,- положение вынужденное. Обусловленное одиночеством позиции Креймера в американском кино. Один за другим, в разное время и по-разному, были утрачены лучшие соратники. Кинематограф Креймера сузился до манеры Креймера. Иначе продолжать его в одиночку было невозможно. И в этой одинокой схватке он все-таки доказал вопреки всему — и прежде всего вопреки однообразию собственной манеры и собственных слабостей как режиссера, художника — жизненность этого кинематографа. В нее пришлось в конце концов поверить людям, отрицавшим нужность этого кинематографа для американского кино. С ней теперь уже приходится считаться людям, и прныке еще не признающим таланта Креймера-режиссера. Его кинематограф жив. Он ждет своего продолжения.

Будет ли им снова завоевано его прежнее внутреннее многообразие?..

Вполне возможно, это сделает уже не сам Креймер — другие. По всей видимости, они приступят к делу иначе и пойдут иными путями. Может быть, начнут с отрицания сделанного Креймером. Но пробил окно этому кинематографу в американском кино, вывел его на «большой экран», к массовому зрителю — Стэнли Креймер.

Обращение Креймера к «завербованной» личности

Tweet

Понятно, что человек, взятый в подобном положении и состоянии, в аспектах ультимативного бытия, предстает и выявляется чисто по-человечески (как личность, характер) не совсем так, как в своей обычной жизни. Какие-то его личные и притом, может быть, очень важные свойства, качества теряют свое значение, «не считаются» в подобной ситуации. В его жизни возникает и резко актуализируется иная, новая норма. И он заметно отходит от себя и от прежней полноты и большей для себя свободы и естественности, так сказать, в «штатским», «незавербованном» состоянии.

Именно тогда он и становится человеком картин Креймера, их героем. Читать далее